Смирнова Елена Дмитриевна

(1913-1989)
Старший научный сотрудник,
Кандидат географических наук

 

Несколько десятков лет, в 60-80-х годах теперь уже прошлого столетия, одним из ведущих ученых нашей кафедры была Елена Дмитриевна Смирнова. Долгое время она работала в должности младшего научного сотрудника. И это несмотря на то, что в тот период она была уже не только кандидатом наук, но и известным специалистом в области районной планировки, научным руководителем хоздоговоров и полевых экспедиций по Центральной России, экспертом и консультантом, которого знали и высоко ценили как коллеги-географы, так и архитекторы-планировщики многих вузов и научно-исследовательских учреждений Москвы, Ленинграда и других крупных научных центров России. И только после того, как ей исполнилось 50 лет и после неоднократных напоминаний и «подталкиваний», Елену Дмитриевну перевели на должность старшего научного сотрудника. А всему причиной – ее скромность, не позволяющая что-то просить для себя.

В то же время для других, в том числе для автора этих строк, Елена Дмитриевна делала так много, что мы воспринимали ее как нашу «географическую маму». Мы неоднократно бывали у нее в гостях и, засиживаясь допоздна, пили чай со сладостями, вели беседы о жизни и строили планы на будущее. Близко к сердцу она принимала все наши личные горести и проблемы. Никогда не забуду, как после моей защиты кандидатской диссертации, в которой Елена Дмитриевна не была ни руководителем, ни оппонентом, она – совершенно неожиданно, но к великой радости для меня (дело было в 1974 году) – подарила мне «на память о защите»… новенькие босоножки. Черные, блестящие – лаковые, с ремешком и как раз по ноге, они еще долго-долго были предметом моей роскоши и главным материальным результатом моей диссертации.

Я горжусь тем, что имею в своем багаже несколько статей, написанных в соавторстве с Еленой Дмитриевной и даже не одну книгу. Особое место среди них занимает «Слово об отдыхе». Эта небольшая книжка была выпущена в широко известном в 70-80-х годах прошлого века издании-альманахе «Человек и природа», ежемесячно публикуемом издательством «Знание». Мы даже получили за нее диплом второй степени на российском конкурсе научно-популярной литературы. А спустя год эта же книжка была издана вторым тиражом – возможно, единственная из всех выпусков этой серии, удостоившаяся такой чести!

Среди научных интересов Елены Дмитриевны особо выделялись проблемы использования и организации территорий вокруг Москвы с ее многомиллионным, непрерывно растущим населением. В то время Елена Дмитриевна была руководителем ландшафтной партии, в работе которой принимали участие как маститые ученые факультета (В.К. Жучкова, А.И. Спиридонов и др.), так и начинающие (О.Н. Агишева, Л.Ф. Пузанкова, В.П. Чижова, Л.Г. Швидченко и др.). Начиная с 1962 года, партия работала в тесном контакте с проектными институтами: Мособлпроект, Институт Генплана г. Москвы, Гипрокоммунстрой, Леспроект и др. Целью этих работ было составление отраслевых и комплексных карт пригородных территорий с оценкой природных условий и ресурсов для создания культурных ландшафтов. Главный результат работ заключался в том, что именно с этого времени и в значительной степени благодаря Елене Дмитриевне работы географов стали составной частью создаваемых архитекторами проектов.

Долгое время Елена Дмитриевна вела весьма хлопотное, но и почетное дело – была ученым секретарем физико-географического отделения Ученого совета. И через ее заботливые и внимательные «руки» прошли десятки и сотни будущих кандидатов наук, в том числе и автор.

Несомненное обаяние Елены Дмитриевны было связано не только с ее внутренними качествами: доброжелательностью, заботливостью по отношению к своим питомцам и т.д., но и с ее первоначальным образованием, которое придавало ей какую-то особую мягкость в движениях, походке, речи. Дело в том, что прежде чем стать географом, Елена Дмитриевна закончила музыкальное училище, была любимой ученицей великого пианиста Нейгауза. Потом даже работала некоторое время концертмейстером, то есть пианистом-аккомпаниатором. Позже она поступила на вечернее отделение географического факультета и писала диплом у Александры Александровны Макуниной.

Одной из первых опубликованных ею книг, которой пользуются и сегодняшние студенты факультета, является «Реки и озера Московской области» (изд-во «Московский рабочий», 1958). Затем были такие классические издания как «Физико-географическое районирование Нечерноземного центра» (МГУ, 1963, в составе коллектива авторов), «Рекреационное использование территорий и охрана лесов» («Лесная промышленность, 1980, также в соавторстве), множество статей по рекреационной оценке территории и охране природы: в «Вестнике МГУ», материалах Международного географического конгресса, сборниках Школ молодых ученых МГУ и Тартуского университета – всего не перечислить…

И еще одно личное воспоминание, которое никогда не уйдет из памяти, – это моя первая встреча с Ленинградом. К тому времени я уже 12 лет жила в Москве, но увидеть Ленинград никак не предоставлялось возможности. И вдруг известие о том, что там состоится конференция по ландшафтному планированию и что главный организатор ее – Анатолий Григорьевич Исаченко, близкий друг и коллега Елены Дмитриевны. Абсолютно уверенная в том, что среди прочих желающих поехать в славный град на Неве наименьшие шансы как раз у меня, я попросила у Елены Дмитриевны разрешения стать моим соавтором. И несмотря на то, что в ее планах на это время Ленинград не стоял, она дала согласие, я подала тезисы (по теме своей будущей диссертации), и – о, радость! – их приняли. По вечерам я бродила по мокрым улицам и переулкам, любовалась знакомыми мне по картинкам атлантами, держащими небо на каменных плечах, а сердце переполняла благодарность за такой великолепный подарок от моей «географической мамы».            

                                                                                                                                                                В.П. Чижова