Жучкова Вера Капитоновна

(1921-2011)

Доцент, старший научный сотрудник

Кандидат географических наук

 

 

Вера Капитоновна была любимым учителем и воспитателем практически всех послевоенных поколений ландшафтоведов Московского университета, в котором проработала 60 лет. Она по праву относится к золотому фонду ландшафтной школы Московского университета, будучи автором и соавтором основополагающих публикаций по морфологии географического ландшафта и фундаментальных учебников по методам комплексных физико-географических исследований. Огромен ее вклад в создание методологии ландшафтного картографирования. Вера Капитоновна за свою долгую жизнь оставила глубокий след в традиционных для кафедры региональных физико-географических и ландшафтных исследованиях – Нечерноземного Центра, Хибин, Камчатки, Казахстана, Брянской, Воронежской, Нижегородской областей, Кавказа и многих других регионов. Она занималась проблемами физико-географического районирования, дешифрирования аэрофотоснимков, ландшафтно-географического обоснования мелиораций, типологии сельскохозяйственных земель, последствий чернобыльской аварии, ландшафтного картографирования заповедников. Многие годы посвятила разработке и преподаванию методик физико-географических исследований. Вера Капитоновна на протяжении нескольких десятилетий проводила учебные практики, была руководителем научного студенческого общества кафедры, заражая своим энтузиазмом, энергией, любовью к науке и природе сотни студентов – впоследствии членов Академии наук, профессоров, доцентов и научных сотрудников. Шесть аспирантов под ее руководством защитили кандидатские диссертации. Именно по ее инициативе зародились многие сближающие нас любимые кафедральные традиции, например лыжно-саночный поход. Молодость духа она сохраняла до последних дней, озаряя своей неповторимой светлой доброжелательной улыбкой жизнь кафедры и географического факультета. Вера Капитоновна не знала усталости ни в полевых исследованиях, которые не прекращала до последних лет жизни, ни в педагогической работе, ни в камеральных исследованиях. Она показывала пример кафедре, как надо учиться и быть любознательным всю жизнь, как реагировать на неприятности, как не замечать возраста, как относиться к коллегам и студентам. Ее все любили и уважали и за высочайший профессионализм и за душевное богатство.

 

Родилась 24 сентября 1921 г. с.Чертовицы Березовского района Воронежской области

Скончалась 20 мая 2011 г. в Москве

  

В 1951-2011 г. – в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова: ассистент, доцент, старший научный сотрудник.

1945–1951 г. Воронеж, Воронежский государственный университет, старший преподаватель.

1943–1945 – Москва, Институт географии АН СССР, младший научный сотрудник.

Кандидат географических наук (1953).

Тема диссертации – «Физико-географические условия орошения низменной части Воронежской области»

 Награды: медали «За оборону Кавказа», «За победу в Великой отечественной войне», «Ветеран труда», а также ряд юбилейных медалей.  Нагрудный значок за заслуги в области высшего образования СССР «За отличные успехи в работе» и другими знаками, медалями и грамотами.

 Образование  - МГУ, географический факультет, кафедра физической географии СССР (1943), ныне - физической географии и ландшафтоведения.

 

Научные интересы :

Физико-географическое районирование

Ландшафтоведение

Ландшафтное картографирование

Методы комплексных физико-географических исследований.

  

 Экспедиции

2000–2007. Керженский заповедник – рекогносцировка и начало работ по ландшафтному картографированию. МГУ, Заповедник.

1987–2000. Систематическая работа в Брянской области по ландшафтному картографированию радиационно-загрязненных земель и по полевой ландшафтной привязке точек радиологического мониторинга. МГУ, Брянский Центр «Агрохимрадиология».

1975–1995. Ландшафтное картографирование для целей мелиорации земель в Брянской области, от МГУ и Брянской геолого-разведочной партии.

1960-е годы. Ландшафтное картографирование Хибин (Кольский полуостров), от МГУ

1952. Казахстан. Дешифрирование аэрофотоснимков освоенных целинных земель, от МГУ.

1952. Воронежская область. ВГУ. Рекогносцировочное обоснование строительства прудов и водоемов для целей орошения земель.

1952. Казахстан. Транспортно-экономическая экспедиция МГУ.

1943–1944. Экспедиция особого назначения на Северо-Кавказском фронте (от ИГАН СССР).

1941. Кавказский государственный заповедник – геоботанические исследования.

 

 

Основные труды В.К. Жучковой

Жучкова В.К., Раковская Э.М. Методы комплексных физико-географических исследований. Учебное пособие. 2004.

Беручашвили Н. Л. Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований. М., 1997. 

Анненская Г.Н., Жучкова В.К., Калинина В.Р., Мамай И.И., Низовцев В.А., Хрусталева М.А., Цесельчук Ю.Н. Ландшафты Московской области. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 296 с.

Природное районирование и типы сельскохозяйственных земель Брянской области, 1975. Соавтор и редактор.

Анненская Г.Н., Видина А.А., Жучкова В.К., Коноваленко В.Г., Мамай И.И., Позднеева М.И., Смирнова Е.Д., Солнцев Н.А., Цесельчук Ю.Н. Морфологическая структура географического ландшафта. М.: Изд-во МГУ, 1963. 55 с.

 Физико-географическое районирование Нечерноземного Центра, 1963. Соавтор и редактор.

Физико-географическое районирование СССР, 1968. Соавтор.

 

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ  ПО  ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ  ТРОПЕ

Воспоминания о Вере Капитоновне Жучковой

 И.А. Авессаломова

1960 год… Мы, студенты 2 курса, пришедшие на кафедру Физической географии СССР, которая так называлась в те далекие годы. Нас вызвали на заседание, чтобы познакомиться и поругать за какие-то опоздания, пропуски и прочие студенческие провинности. И вдруг встала Вера Капитоновна Жучкова и пригласила нас всех принять участие в работе кафедрального НСО, о существовании которого мы и не подозревали тогда. Те, кто включился в эту работу, уже не расставались с нашим НСО до самого окончания Геофака. Сразу подчеркну, что именно благодаря Вере Капитоновне и работе в НСО мы впервые соприкоснулись с неизвестными ранее географическими явлениями, оно сплотило вместе студентов кафедры с разных курсов, с НСО связаны наши первые экспедиции и первые публикации.

По замыслу Веры Капитоновны в то время деятельность НСО не прекращалась в течение всего года и не ограничивалась зимними экспедициями. Ей хотелось привлечь наше внимание к изучению ландшафтов и их структуры в полевых условиях, а также познакомить с методикой наблюдений за их меняющимися сезонными состояниями. Это было возможно осуществить, проводя исследования в ближнем Подмосковье. Поэтому Вера Капитоновна задумала разработать со студентами серию  маршрутов, по которым можно в дальнейшем проводить географические экскурсии для географов-первокурсников, что было предложено еще ее учителями. Надо заметить, что в те годы такие экскурсии регулярно проводились в сентябре и вместе с Верой Капитоновной в них часто принимал непосредственное участие Г.К. Тушинский. Важной задачей Вера Капитоновна считала создание на основе сезонных наблюдений серии брошюр, посвященных таким экскурсиям.

К моменту моего прихода в НСО уже был сделан и опубликован Сетуньский маршрут, а перед нами Вера Капитоновна поставила задачу разработки нового Домодедовского маршрута и наметила его предполагаемый путь. Он пролегал по долине р. Рожаи, куда мы отправились вместе с ней в солнечный осенний день. Вот тогда-то мы познакомились с методикой проведения рекогносцировки территории и географическими описаниями объектов, причем Вера Капитоновна старалась акцентировать наше внимание на объектах, которые интересно показать во время экскурсий. В их число вошли, например, древние курганы на высоком берегу Рожаи. Прокладывая маршрут, мы увидели очень контрастные природные комплексы – крутосклонные растущие овраги и зрелые балки, оползневые берега с выходами юрских глин, карстовые воронки и отвесные известняковые обрывы с уходящими в неизвестность входами в пещерные лабиринты.

 Вера Капитоновна увлекла нас идеей пронаблюдать за изменением состояния ландшафтов в разные сезоны. Поэтому мы иногда с ней, иногда одни всю осень, зиму и весну ездили почти каждое воскресенье на Рожаю и  подробно описывали все произошедшие изменения в природе. Тогда и появились выводы о взаимосвязях, которые сейчас покажутся простыми и очевидными, но для нас, только вступающих на географическую стезю, они тогда были первыми и нашими собственными. Так, гусиный лук и хохлатка расцвели на южном склоне, когда на северном еще лежал снег. Свежие рытвины, выработанные несущимися по оврагам бурными весенними потоками, изменили морфологию их днищ; озимые вымокли на полях по понижениям, где долго стояла талая вода и так далее, и так далее.  

Кроме чисто научных исследований Вера Капитоновна пыталась дать нам навыки организации полевых работ. После сессии был создан небольшой отряд из 5 человек (2 и 3 курсы), и мы сами сделали смету, список необходимого оборудования и продуктов, и погрузившись в машину, самостоятельно отправились на Рожаю, организовывать полевой лагерь. А Вера Капитоновна специально с нами сразу не поехала, чтобы мы сами решали возникающие проблемы, а появилась только через два дня. В этой экспедиции была проведена первая самостоятельная ландшафтная съемка и получен опыт составления комплексных описаний. Приехавшая к нам Вера Капитоновна прошла по всем точкам, внимательно рассматривала контура на карте и требовала обоснования их проведения. В 60-е годы все отраслевые практики проходили только после 2 курса (не так как сейчас после 1-го), а мы приехали в Красновидово уже умея делать описания почв, растительности и других компонентов ландшафта. И эти навыки дала нам именно Вера Капитоновна и десятидневная экспедиция НСО под ее руководством. А осенью начались работы над текстами и графикой, обсуждения с редактором, и в результате появилась наша первая книжка «Домодедовский маршрут», за которой потом последовал и «Ромашковский маршрут».

Зимние экспедиции НСО проводились ежегодно, но в разных районах, что должно было расширить наш географический кругозор. Иногда в них принимали участие и студенты с кафедр биогеографии или географии почв. В таких экспедициях ярко проявлялся огромный организаторский опыт Веры Капитоновны.

Зимой 1961 года мы отправились в Северные Увалы – на поезде до Шарьи, потом на маленьком самолетике-«кукурузнике» до небольшого северного поселка (все студенты летели впервые в жизни), а дальше на лыжах через Северные Увалы в верховья р. Юг. В составе отряда было около 10 человек и среди них наш современный заведующий кафедрой чл.-корр. РАН Кирилл Николаевич Дьяконов и Вера Павловна Чижова. Верочка была первокурсницей, приехала в Москву из теплых черноморских краев и встала на лыжи впервые. А еще кроме Веры Капитоновны с нами был сибирский географ Фриш, который увлеченно дискуссировал о парцеллах и неоднородности фаций.

Рюкзаки были неподъемные: продукты, спальные мешки, теплые вещи, да еще ватные брюки, которые Вера Капитоновна получила для нас на складе факультета и в обязательном порядке предписала взять. Если я падала, зацепившись лыжей за какую-нибудь корягу, то встать с таким рюкзаком сама не могла. Ребята поднимали рюкзак и вместе с ним возвращали меня в вертикальное положение. Особенно беспокоил нас переход через «перевал» Северных Увалов. Но мы преодолели его налегке, так как Вера Капитоновна наняла лошадь с санями, которая увезла наши рюкзаки, а мы пошли на лыжах через тайгу.

Одной из основных целей нашей экспедиции Вера Капитоновны считала знакомство с методикой проведения снегомерной съемки. Она подробно инструктировала нас, как закладывать профили,  описывать  структуру снежной толщи в разных природных комплексах, работать со снегомером, определяя плотность снега, фиксировать в журналах результаты измерений. Наш маршрут проходил по малонаселенным местам, где от деревни до деревни на десятки километров протянулась занесенная снегом тайга. Особенно поражали брошенные деревни, встречающиеся на Русском Севере.

Запомнилась красота зимней тайги, высокие ели и пихты с белыми шапками на ветвях, ледяные иглы в морозном воздухе и искрящийся снег. Вера Капитоновна всегда шла первая и оглядывалась на нашу вытянувшуюся по лыжне цепочку, выбирая время для отдыха. Однажды наши мальчики (Валера Михеев и Кирилл Дьяконов) пошли вперед, чтобы найти хороший обход таежного завала из стволов и корней вывороченных деревьев. Вдруг среди тишины раздался жуткий треск, и ломая ветки соседних деревьев, с грохотом рухнула огромная старая пихта. Мы ужасно испугались, потому что именно в этом направлении пошли наши ребята, и успокоились только тогда, когда из-за поднявшейся снежной круговерти раздались их веселые голоса.

Иногда переходы были длинные и к деревне подходили в темноте. Помню черное небо с огромными звездами и за заснеженным полем далекие избы, до которых обязательно надо дойти. Когда казалось, что силы на исходе, впереди появилась Вера Капитоновна, которая убежала вперед для организации ночлега, и подбадривала нас, говоря, что в деревне уже готова теплая изба для нашего очага. А там у печки можно  было поделиться впечатлениями прошедшего дня и отведать моченой брусники, которой угощали приютившие нас старушки со своеобразным северным говорком.

После возвращения в Москву Вера Капитоновна предложила нам программу действий по оформлению результатов зимних полевых исследований. Мы засиживались допоздна на кафедре, вырисовывая разрезы снежной толщи, прослойки наста, горизонты с фирном и глубинной изморозью, рассчитывали водозапас в снеге  различных фаций и писали отчет. Именно во время камеральных работ постепенно вырабатывалось убеждение, что географическое исследование не кончается вместе с полевым сезоном, а лишь переходит в новую увлекательную фазу обобщений и научных выводов. Вера Капитоновна всегда была рядом, когда мы пытались их сформулировать, и радовалась нашей увлеченности.

В течение многих лет не прекращалась работа НСО под руководством Веры Капитоновны, которая свято сохраняла кафедральные традиции. Когда после работы в ИМГРЭ (институт минералогии и геохимии редких элементов) я вернулась на кафедру, первое о чем она с энтузиазмом попросила меня, это сходить со студентами-второкурсниками по Домодедовскому маршруту и рассказать потом, какие там произошли изменения. За эти годы многие наши студенты под руководством Веры Капитоновны  сделали первые шаги по географической тропе и стали ее учениками.